Газотурбовоз ГТ1

3 минуты на чтение

ГТ1 — самый мощный газотурбовоз в мире, при этом он первый работающий на сжиженном природном газе, и это отличный повод гордится за Воронежский тепловозоремонтний завод, на котором он был разработан и внедрен. У данной модели есть как и плюсы, так и минусы, но то, что процесс движется в нужном направлении, не может не радовать.


История создания

ГТ1 появился на свет не спонтанно, а по заказу РЖД, в планах которых довести процент локомотивов, работающих на сжиженном газе до 30%. Срок выполнения данной задачи был установлен к 2030-му. Подошли к этому процессу без спешки и лишней суеты и первым делом был создан двигатель, а за основу для нового локомотива был взят старый и проверенный ВЛ-15.

Разработки ГТ1 начались в 2006 году. К этому времени Самарским научно-техническим комплексом имени Н. Д. Кузнецова был разработан газотурбинный двигатель, который и позволил создать самый мощный в мире газотурбовоз. Уже спустя год был готов опытный образец, а еще спустя год он провел свой первый состав. Постепенно количество вагонов увеличивалось и 12 октября 2009 года ГТ-1 был занесен в книгу рекордов Гинесса, как мощнейший газотурбовоз в мире. Свой самый большой состав он провел на испытаниях два года спустя, когда он вез 170 вагонов общей массой 16000 тонн.

Однако первого серийного образца пришлось ждать до 2013, который и остается единственным на данный момент (2015 год).


ГT1h-002

Первая серийная модель внешне сильно отличается от первенца и получила номер ГТ1h-002. Газотурбовоз был выпущен на Людиновском тепловозостроительном заводе и данный образец отличается от своего предшественника не только внешне, но и внутри, и по контракту до 2020 года будет выпущено 40 подобных машин. Первое, что сразу же бросается в глаза, не считая корпуса конечно, то это измененная осевая формула. Вторым важным изменением стала криогенная цистерна, которую можно не только дозаправить, но и поменять полностью, что значительно упрощает процесс заправки. Для маневрирования и небольших перегонов используется блок аккумуляторных батарей, и это значительно экономит топливо, когда не нужна максимальная мощность.


Технические Характеристики

  • Мощность по ГТД, кВт (л.с.) 8300 (11290)
  • Служебная масса, т 360
  • Нагрузка на ось, кН (тс) 215 (22,5)
  • Сила тяги при трогании, кН (тс) 981,0 (100,0)
  • Сила тяги длительного режима, кН (тс) 775 (79,0)
  • Скорость длительного режима, км/ч 33
  • Касательная мощность длительного режима, кВт 7170
  • Запас топлива (сжиженный природный газ), т 20
  • Запас хода, км, не менее 1000
  • Мощность на валах тяговых двигателей, кВт 6720,0
  • Осевая формула 20-20-20+20-20-20
  • Часовой расход газа на режиме полной мощности, кг 2300
  • Конструкционная скорость, м/с (км/ч) 27,8 (100)
  • Служебная масса, т 300
  • Сила тяги при трогании с места, кН 883
  • Касательная сила тяги длительного режима, кН 620
  • Скорость длительного режима, км/ч 38
  • Тип газотурбинного двигателя НК-361
  • КПД газовой турбины, %30%

Недостатки

Однако есть у данного типа локомотивов свои недостатки, которые пока не дают сделать Газотурбовозы массовыми и использовать их повсеместно. Если написать коротко, то основным его преимуществом и в тоже время недостатком является его высокая мощность. Этот локомотив может таскать за собой огромные составы, но при этом КПД его становится высоким, только если он ведет большой состав. При небольших нагрузках, расход топлива становится слишком большом, и возить на нем небольшие составы совсем невыгодно. Ввиду этой особенности спрос на газотурбовозы у железнодорожников минимальный, ведь чтобы ощутить его преимущества на 100%, нужно загрузить ГТ1 на полную катушку. На данный момент построено всего лишь два экземпляра, и большой серии пока не предвидеться, несмотря на грандиозные планы. Однако те два экземпляра, что уже выпущены, сейчас используются на полную катушку, что вселяет уверенность, что после всех доработок, этот уникальный локомотив все чаще будет появляется на наших железных дорогах.

Vk Ok Twitter Telegram Whatsapp

Похожие записи:

На железных дорогах России начал работу тепловоз ТЭМ19, у которого используется топливо в виде сжиженного газа. Тепловоз собран на Брянском машиностроительном заводе, и основные модули и узлы разработаны в России.