Тепловоз ТГ-16м - первый российский тепловоз для Сахалина

5 минут на чтение

Тепловоз ТГ-16м - первый российский тепловоз для Сахалина

ТГ-16М – новый тепловоз для магистральных грузопассажирских перевозок, который был спроектирован специально для железной дороги острова Сахалин. Тут стоит сразу отметить одну из важнейших особенностей этих дорог по сравнению с российскими. Исторически сложилось так, что Сахалинская железная дорога была построена в период японской оккупации (1905-1945 годы), и ее колея соответствует стандартам железных дорог Японии – 1067мм, так называемая капская колея.  Стандартная колея же российских железных дорог по сравнению с японскими гораздо шире, и составляет 1520 мм, поэтому для эксплуатации на Сахалинской железной дороге в семидесятых годах прошлого века были выпущены специальные локомотивы ТГ16 под капскую колею. За более чем тридцатилетний срок эксплуатации сахалинский парк тепловозов устарел и физически, и морально, к тому же в 2004 году было принято решение начать реконструкцию железной дороги острова с переходом к российскому стандарту колеи – 1520мм. Все это и послужило причиной создания ТГ-16М – модернизированной версии тепловоза ТГ16, которая приспособлена для эксплуатации как на капской колее (1067 мм), так и на стандартной для Российской Федерации ширине колеи.

Буквы в аббревиатуре ТГ-16М расшифровываются так: Т – тепловоз, Г – с гидравлической передачей, М – модернизированный; число 16 указывает на тип. Надо сказать, что модернизация ТГ16 была проведена фундаментальная – тепловоз, по сути, был спроектирован заново, в конструкцию всех агрегатов и узлов были внесены немалые и значительные изменения. В результате получилась мощная машина с микропроцессорной системой управления, которая может перенастраиваться для работы с капской колеи на российскую, и наоборот — и ценится именно за такую универсальность.

Технические характеристики ТГ-16М

Две секции, входящие в состав локомотива ТГ-16М, стали длиннее на 2 300 мм каждая, вместо двух двигателей на каждую секцию, было поставлено по одному, но более мощному. Мощность двигателя одной секции нового тепловоза превышает суммарную мощность двух двигателей одной секции ТГ16 более чем на 20%. На 20 тонн увеличился вес тепловоза, а его тяговая способность возросла с 1800 т. до 3000 т. Также заметно увеличилась и скорость. Но, пожалуй, самые значительные изменения были внесены в конструкцию тележки. Если раньше при переходе на другую ширину колеи требовалось менять тележки и опоры, то на новом тепловозе в этом нет необходимости, производится замена только колесных пар, что значительно облегчает задачу. Конструкция тележки была разработана на основе двухосной бесчелюстной тележки, которая до того использовалась на выпускаемых Людиновским заводом четырехосных локомотивах. Конструкторам удалось создать простую и эффективную модель, при создании которой использовались отработанные технологии и унифицированные узлы ранее выпускаемых тележек. Результаты испытаний оказались положительными: все узлы полностью удовлетворяют требования прочности, скорость на прямых и криволинейных отрезках пути достигает 90 километров в час, на стрелочных переводах – до 40 километров в час.

Технические характеристики в цифрах

- Осевая формула - (2-2)*2 - Конструкционная скорость - 100 км/ч - Мощность двигателя - 2000*2 л.с. - Масса локомотива - 84*2 +/- 3% - Длина по осям - 17500*2 - Тип передачи - гидромеханическая - Наибольшая Сила тяги при трогании с места - 543,3 кН - Нагрузка от колесной пары на рельсы - 205,8 кН Длительный режим - Сила тяги - 190 кН - Скорость - 20 км/ч

Тепловоз ТГ-16м

Основные узлы

- Двигатель

На тепловозе установлен дизельный четырехтактный двигатель 12ДМ-21Л производства Уральского Дизель-Моторного Завода. Двигатель 12ДМ-21Л 12-ти цилиндровый, V-образный. Мощность двигателя 2000 л.с. при частоте вращения 1500 об/мин.

- Гидропередача

Одним из важнейших критериев создания локомотива для Сахалина является установка гидропередачи, ввиду повышенной влажности региона. На тепловозе ТГ-16М установлена гидропередача немецкой фирмы Voith Turbo, модель L530breU2, которая обеспечивает эффективную работу двигателя без сбоев в условиях климата острова.

- Управление

Одним из основных преимуществ перед своим предшественником является система МПСУиД (Микропроцессорная система управления и диагностики)  новый ТГ-16м, которая автоматизирует большинство процессов, что ведет к более эффективной работе тепловоза.

- Рама тележки

Еще одна особенность данной машины, это унифицированная тележка, которая подходит сразу для двух типов колеи: 1067 и 1520мм

Испытания на Сахалине

Условия работы на Сахалине отличаются от материковых и поэтому пристальное внимание было уделено даже экстерьеру новой машины, дизайн которого разрабатывался с учетом специфических погодных и климатических условий острова Сахалин, а именно зим с большим количеством снега, частыми снеговыми заносами.

За изготовление тепловозов ТГ-16М взялся Людиновский тепловозостроительный завод, который в 1970-х годах выпустил серию ТГ-16. Двигатели были заказаны на Уральском дизель-моторном заводе, гидропередача – у Германского концерна Voith. Работа над проектом тепловоза ТГ-16М и изготовление первого локомотива заняли более трех с половиной лет. В итоге самый первый образец (ТГ-16М-001) не прошел приемочные испытания и был отправлен на доработку.

Второй номер (ТГ-16М-002) оказался более удачливым, и 9.12.2014г. благополучно прибыл на Сахалин. В депо локомотиву поменяли колесные пары под местную колею и устроили ему ходовые испытания на всех возможных режимах на железнодорожной ветке между Южно-Сахалинском и Новоалександровском. Пришелец с материка был встречен с большим энтузиазмом, и это не удивительно, ведь он оказался первым новым тепловозом на острове за время, прошедшее с 1975 года. После проверочного прогона ТГ-16М был подвергнут более продолжительному испытанию – на самом длинном участке Сахалинской железной дороги. А затем еще в течение полугода проходил подконтрольную эксплуатацию.

Все перечисленные испытания локомотив выдержал достойно. Специалисты остались довольны работой всех узлов и систем. Особенно порадовали комплексная установка стартер-генератора, работа оригинальной германской гидропередачи, модульной системы охлаждения. А действительно приятным сюрпризом для локомотивных бригад оказался новый пульт управления с дисплеем, на который выводится вся информация о состоянии и работе агрегатов и узлов тепловоза в режиме реального времени! В любой момент можно открыть любую из девяти вкладок и проконтролировать функционирование каждой из систем, к тому же своевременно поступают оповещения о неисправностях и аварийных ситуациях. Такую систему трудно переоценить.

Локомотив с порядковым номером ТГ-16М-001 после отладки был представлен в 2015г на железнодорожной выставке Экспо 1520, после которой ему также предстояла отправка на Сахалин. Всего в 2015 году в депо Сахалинской железной дороги было отправлено четырнадцать локомотивов ТГ-16М, а в 2016 году планируется пополнить сахалинский железнодорожный парк еще семнадцатью новыми машинами ТГ-16М. Таким образом все отработавшие свой век тепловозы ТГ16 будут изъяты из эксплуатации.

Постепенная реконструкция сахалинских железнодорожных путей с переходом на российский стандарт колеи сделает возможной, помимо эксплуатации тепловозов серии ТГ-16М, также и работу других локомотивов со стандартной для Российской Федерации шириной колеи.

Промо-Ролик Магистральный тепловоз ТГ16М

Vk Ok Twitter Telegram Whatsapp

Похожие записи:

Маневровый тепловоз ТЭМ31 - новейший российский двухдвигательный тепловоз, выпускается на Ярославском электровозоремонтном заводе.
ЛИАЗ 6213 - российский низкопольный автобус, производства Ликинского Автобусного Завода. Первый российский серийный автобус сочлененного
"2ТЭ25А Витязь" - грузовой двухсекционный магистральный тепловоз, с асинхронным тяговым двигателем и шириной колеи 1520мм. Особенности